Почему так все ненавидят Америку?

Почему так все ненавидят Америку? 🙄

А ведь там живут такие же люди как и мы. И вот я нашел ответ. 😉

Нелюбовь к США или антиамериканизм — достаточно древнее явление. При этом антиамериканизм весьма многолик, разнообразен и внутренне противоречив, как и многие другие стереотипы такого рода.

В любом случае, антиамериканизм стар так же, как стары сами США. Для многих европейских переселенцев в Новый Свет Америка была неким «новым Иерусалимом», новым обществом, свободным от язв феодальной и монархической Европы. Однако эти идеи и оценки имели множество влиятельных противников.

Историк Дэн Дайнер\Dan Diner, автор книги «Америка Глазами Немцев»\America in the Eyes of the Germans, приводит показательный пример такого рода. Корнелиус де Паув, друг Вольтера, философ и дипломат при дворе короля Пруссии Фридриха Великого, в 1771 году опубликовал книгу, в которой заявил, что открытие Америки стало величайшей трагедией в истории человечества (сам он в Америке не бывал). В конце 18-го — начале 19-го века в Европе была популярна теория, согласно которой американский континент обладал уникальными условиями, способствовавшими дегенерации — как животных, так и людей. Де Паув был сторонником этой теории, доказывая, что «самый слабый европеец может с легкостью сокрушить самого сильного американца». Известный американский ученый и дипломат Бенджамин Фрапнклин\Benjamin Franklin на дипломатическом рауте в Париже опроверг этот тезис весьма оригинальным образом: он попросил замерить рост американцев, присутствующих на приеме и их европейских коллег, после чего стало очевидным, что по всем физическим данным уроженцы обоих континентов ни в чем не уступают друг другу.

Другой тезис первых антиамериканистов было опровергнуть сложнее: французский энциклопедист аббат Гийом де Райналь утверждал, что американский континент не произвел на свет ни одного поэта, художника или ученого — с течением времени антиамериканисты были вынуждены отказаться от этого обвинения по причине его полной абсурдности.

Австралийский политолог Брендон О’Коннор\Brendon O’Connor, автор книги «Краткая История Антиамериканизма: От Культурного Критицизма до Терроризма»\A Brief History of Anti-Americanism: From Cultural Criticism to Terrorism, отмечает, что истоки антиамериканизма принято связывать с противостоянием Старого (Европа) и Нового Света. Причем по мере подвижек цивилизации, изменялись и претензии к Америке. Первый этап антиамериканизма относится к 18-первой половине 20-го века. В этот период истории претензии к США имели научную или, точнее, псевдонаучную базу. К примеру, в начале-середине 19 века, по мере усиления европейского национализма, антиамериканизм во многом базировался на национальной идее. США воспринимались как страна людей без национальности, традиций, культуры, религии, опыта, что казалось странным, нездоровым и опасным. С точки зрения антиамериканистов-националистов, для американцев само понятие «Родина» превратилось в пустой звук.

Современный исследователь Стефан Гюнтцель\Stephan Guntzel, автор книги «Геофилософия Ницше»\Nietzsche’s Geophilosophy, отмечает, что великий германский философ считал, что Америка опасна для Европы, поскольку распространяет бездуховность. Впоследствии этот тезис развил философ Мартин Хайдеггер, который в начале 1930-х годов указывал на «бездуховную технологичность» США (любопытно, что он считал рассадником такой же культуры и современную ему Советскую Россию).

Антиамериканизм принимал и иные формы. В конце 19-го века свой вклад в антиамериканизм внес известный французский философ и один из творцов теории о глобальном превосходстве белой расы Жозеф Артур де Гобино. Гобино отмечал, что сосуществование в США многих рас, в особенности, черной и белой, приводит к метисации, вырождению и деградации.

Второй этап антиамериканизма начался во время Холодной войны. После 1945 года антиамериканизм впервые приобрел четко выраженные политические черты: аргументы антиамериканистов стали использоваться в большой политике и в государственной пропаганде. Острие своей критики антиамериканисты направляли на «культ» доллара, бездуховность, угнетенность трудящихся и меньшинств в США, агрессивную внешнюю политику Вашингтона, неудачи в экономике и социальной сфере и т.п.

Известный американский социолог Сеймур Липсет\Seymour Martin Lipset в статье «Либерализм, Консерватизм и Американизм»\Liberalism, Conservatism, and Americanism отмечает, что тогдашние антиамериканисты более критиковали не сами Соединенные Штаты, а «измы», которые они обоснованно или необоснованно ассоциировали с Америкой — «протестантизм», «либерализм», «экспансионизм», «консерватизм» и т.п. Это было обусловлено идеологией Холодной войны: США ( как и их главный противник — Советский Союз) воспринимались как реальные символы определенных идеологий — капитализма и коммунизма. Антиамериканизм был одним из символов внешней политики не только СССР и иных социалистических стран, но и других держав, например, Франции.

Третий этап начался в 1991 году, после распада СССР. Здесь эстафету антиамериканизма подхватили новые силы — антиглобалисты и левые, считающие США «мотором» грабительской глобализации и бастионом капитализма. Для них подлинными символами Америки являлись и являются рестораны быстрого питания McDonald’s, джинсы и кола, транснациональные корпорации, Всемирный Банк\World Bank, поп-культура, английский язык и пр.

Началом четвертого этапа можно условно считать 11 сентября 2001 года. Здесь на авансцену вышли радикальные исламисты, которые убеждены, что США управляют евреи (вариант — масоны), а сами Соединенные Штаты ведут «крестовый поход» против Ислама. Самый известный террорист современности Усама Бен Ладен в 1996 году объявил джихад США, считая Америку главным врагом Ислама.

Брендон О’Коннор указывает, что все этапы антиамериканизма не существуют отдельно друг от друга — идеи, популярные во время одной эпохи плавно «перетекают» в другую, иногда видоизменяясь, однако практически все аргументы антиамериканистов, к примеру, конца 19-го века, можно с легкостью обнаружить и в работах (речах, заявлениях и пр.) их современных продолжателей.

Так в 19 веке великий писатель Чарльз Диккенс\Charles Dickens посетил США и опубликовал книгу о своем путешествии. Он назвал американцев грубыми и неотесанными. Великий норвежский писатель Кнут Гамсун опубликовал книгу «Культурная жизнь современной Америки», где пришел к выводу, что США в культурном плане безнадежно отстали от Европы. Великий испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) писал, что США не могут претендовать на звание «великой державы», поскольку «у них нет истории, немного опыта, и они никогда серьезно не страдали». Многие известные европейские мыслители 19-го -начала 20-го века постоянно противопоставляли американский материализм и примитивизм культуре и духовности Европы. Эти же стереотипы постоянно используют апологеты современного антиамериканизма.

Взято с Washington Profile.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.